Panasonic LUMIX DMC-FZ200 — пример правильного обновления

27 декабря 2012 Обзоры

Panasonic LUMIX DMC-FZ200 — пример правильного обновления

На первый взгляд, по всем канонам опытных пользователей это правильная камера, ведь она фактически не участвует ни в гонке мегапикселей, ни в гонке уровней чувствительности, да и гонка кратности "зумов" обошла её стороной. Но при этом Lumix DMC-FZ200 предоставляет внушительные возможности, причём как в плане трансфокации, так и светосилы

Кратность трансфокатора Panasonic LUMIX DMC-FZ200 на фоне современных ультразумов не то что не впечатляет, а даже удивляет. Всего-то 24x — в наше время на такое способны даже ультракомпакты, например, Olympus серии SZ или Samsung серии WB. Но не стоит торопиться с выводами. И FZ100, и FZ150 были оборудованы одним и тем же объективом с двумя асферическими линзами (3 асферические поверхности) и диафрагмой ƒ/2,8–5,2, что для ультразума в принципе весьма неплохо. Но в новинке используется объектив с 5 асферическими линзами (9 асферических поверхностей) и, что самое главное, постоянной светосилой f/2,8 во всём диапазоне фокусных расстояний.

Ни для кого не секрет, что снимать в пасмурную погоду или при слабом освещении на ультразум при установке максимальных фокусных расстояний с зажатой до ƒ/5,6–6,5 диафрагмой довольно сложно. Приходится задирать уровень чувствительности, соответственно растет и уровень шумов, что в случае небольшой матрицы особенно заметно. Но у тестируемой камеры таких проблем нет вовсе, а преимущество почти в две ступени дорогого стоит. К тому же и меню существенно переработано, но об этом ниже. В общем, внешне незаметный апгрейд, но FZ200 — это качественно новый фотоаппарат, тогда как FZ150 был не более чем рестайлингом.

Технические характеристики, заявленные производителем

 

Panasonic LUMIX DMC-FZ200
Сенсор изображения КМОП 1/2.33″, 12,8 Мп
 Эффективное количество точек  12,1 Мп
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF), RAW, MPO (3D)
Видео: AVCHD, MPEG-4
Размер кадра в пикселях Фотокадр: [1:1] 2992x2992 (9M), 2448x2448 (6M EZ), 1920x1920 (3,5M EZ), 1536x1536 (2,5M EZ), 480x480 (0,2M EZ)
[4:3] 4000x3000 (12M), 3264x2448 (8M EZ), 2560X1920 (5M EZ), 2048X1536 (3M EZ), 1600x1200 (2M EZ), 640x480 (0.3M EZ)
[3:2] 4000x2672 (10.5M), 3264x2176 (7M EZ), 2560x1712 (4.5M EZ), 2048x1360 (2.5M EZ), 640x424 (0.3M EZ),
[16:9] 4000x2248 (9M), 3264x1840 (6M EZ), 2560x1440(3.5M EZ), 1920x1080 (2M EZ), 640x360 (0.2M EZ), 1920x1080 (3D)
Видео:  до 1920x1080 точек 60p (PSH: 28 Мбит/с / AVCHD)
DPOF Поддержка DPOF
 Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте   100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400
Конструкция объектива LEICA DC VARIO-ELMARIT 14 элементов, собранных в 11 групп, включая 3 ED-линзы и 5 асферических линз с 9 асферическими поверхностями
 Диапазон фокусных расстояний, мм  4,5–108,0 (25–600 в 35-мм эквиваленте)
Диафрагма ƒ/2,8–f/8,0 во всём диапазоне фокусных расстояний
Цифровое увеличение До 4х (до 50,6х с оптическим зумом)
 Диапазон фокусировки, м  от 0,3 до бесконечности (от 0,01 в режиме макро)
Выдержка, с 1/4000–60
Экспозамер Многозонный, центрально взвешенный, точечный
Экспокоррекция +/-3 EV с шагом 1/3 EV
Режимы сюжетных программ 17 сюжетных программ, автоматическое распознавание
Баланс белого Авто , Дневной свет , Облачно , Тень , Галоген , Установка белого, выбор цветовой температуры.
Встроенная вспышка Есть
Режимы вспышки Авто, Коррекция эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, Принудительное вкл./выкл.
Диапазон действия вспышки (чувствительность Авто), м ШУ: 0,3–13,5
Теле: 1–13,5
 Автоспуск, с  С задержкой 2/10
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC
 Встроенная память, Мбайт  70
ЖК-дисплей 3,0″ цветной ЖК-дисплей, 460 800 точек
Интерфейс miniHDMI, USB, аудио/видео выход
Питание Литий-ионный аккумулятор DMW-BLC12E (в комплекте), 8,7 Вт*ч
Габариты (ШхВхД), мм 125,2x86,6x110,2
Масса (без учёта аксессуаров), г 537

Комплект поставки и опции

Стандартный комплект поставки включает:

кабель для передачи данных;
аккумулятор;
зарядное устройство;
крышку объектива с крепёжным шнурком;
ремень;
диск с ПО (PHOTOfunSTUDIO 8.3 PE, SilkyPix Developer Studio, Adobe Reader).

Предлагается и внушительный список опций: не только чехлы, ремни и разнообразные кабели, но и внешние вспышки, включая «взрослые» GN36 и GN50, поляризационный, защитный и нейтрально серый фильтры, проводной пульт ДУ, внешний микрофон с креплением на "горячий башмак", а также широкоугольный и теле-конвертер.

Внешний вид и удобство использования

Единственным существенным отличием внешности FZ150 от FZ100 была группа органов управления на левой боковой поверхности, где кроме рычажка выбора режима работы фокуса и клавиши фокусировки появился дополнительный ползунок управления трансфокацией. Дизайн FZ200 на первый взгляд также не претерпел изменений, но отличия всё же есть. Во-первых, клавиша замка вспышки перекочевала в верхнюю часть корпуса, а на её место перебралась кнопка переключения между дисплеем и видоискателем. Правее экрана также произошло несколько рокировок, но главное отличие — это добавление программируемой клавиши. Изменен и блок управления в верхней части корпуса. Вместо обычного для камер Panasonic сдвижного включателя питания — рычажок, соосный с диском выбора режимов съёмки, кроме того появилась дополнительная программируемая клавиша.

Качество сборки корпуса, как и прежде, очень высокое, сборка — японская. Учитывая степень автоматизации нынешних сборочных линий, в последнем нет ничего особенного, но всё же как-то греет душу. Камера стала чуть крупнее, хотя без прямого сравнения заметить это довольно сложно. Вес устройства и вовсе практически не изменился. F200 удобно лежит в руке, однако резиновая накладка в лицевой части довольно скользкая, поэтому при использовании камеры без ремня дополнительная аккуратность не помешает.

Спереди находятся только объектив и светодиод подсветки автофокуса.

На задней стенке расположены поворотный экран, видоискатель, клавиша переключения между ними, а также кнопки перехода в режим просмотра и блокировки автофокуса/экспозиции (последняя — программируемая). Правее экрана находятся диск-клавиша (нажатие диска вызывает меню коррекции экспозиции), программируемая клавиша и клавиша смены режима работы дисплея, круглая многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру, а у самого края расположена кнопка удаления и она же — вызова быстрого меню и возврата на один уровень назад.

На левой боковой поверхности находятся ползунок управления трансфокатором, рычажок выбора режима фокусировки, клавиша фокусировки, а под резиновой заглушкой скрыт разъём подключения внешнего микрофона.

Правая боковая поверхность менее загружена. Тут заметна лишь резиновая заглушка, под которой скрыты разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабелей.

Верхняя часть корпуса довольно сильно загружена. Тут находится подъёмная вспышка с вмонтированными в основание стереомикрофонами и "горячим башмаком". Правее вспышки — диск выбора режимов съёмки, включатель питания, клавиша видеосъёмки, кнопка выбора режима протяжки, программируемая кнопка, а также клавиша спуска затвора, окружённая рычажком управления трансфокацией.

Снизу находятся лишь разъём установки на штатив и дверца, скрывающая отсеки аккумулятора и карты памяти.

Дисплей и интерфейс

Новый электронный видоискатель может похвастаться большим, чем у предка, разрешением, а именно 1 320 тыс. точек. К тому же поле зрения составляет 100%. А вот наглазник не стал более удобным. Как и прежде, это лишь пластиковая часть корпуса, то есть он твёрдый и при активной съёмке можно крепко приложиться этим выступом. Но всё же с основной своей задачей видоискатель справляется хорошо. Поворотный дисплей опять всё тот же — 3-дюймовый с разрешением 460 тыс. точек. Пора бы уже менять старичка, но в Panasonic всё никак не придут к этому решению. Углы обзора у матрицы большие, цветопередача хорошая, запас яркости приличный, а на солнце он лишь немного тускнеет, но всё же отдельные пиксели заметны невооружённым глазом.

Впрочем, прогресс есть и тут — меню существенно изменено. Нет, привыкать к новому интерфейсу не придётся, ведь фамильные черты полностью сохранены, но иконки целиком перерисованы, а шрифты и другие элементы интерфейса наконец-то могут похвастаться неплохим сглаживанием. В общем, старый и удобный интерфейс заиграл новыми красками и стал гораздо приятнее на вид. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Особенности камеры

Особенностей у камеры хоть отбавляй, и, пожалуй, главная — это объектив с постоянной светосилой ƒ/2,8 во всём диапазоне фокусных расстояний. А ведь FZ200 — не рядовой ультракомпакт, и его объектив перекрывает диапазон 25–600 мм. При этом объектив очень шустрый, к тому же переработанная оптическая схема позволила существенно уменьшить аберрации — это заметно даже без полного увеличения снимка. В общем, качественный рост существенный, а у конкурентов по большому счёту аналогов данного объектива, а соответственно и камеры, нет. Уже этого достаточно, чтобы превзойти конкурентов, но это только начало.

Скоростные показатели у камеры также впечатляющие. Производителем заявлено, что камера способна начать работу уже через 0,95 секунды. Конечно, это не 0,7 секунды, в которые укладывается Nikon Coolpix S640 (модель 2009 года), но ведь и функциональность простенького ультракомпакта с 5-кратным зумом не идёт ни в какое сравнение с вооружением рассматриваемого фотоаппарата.

Применение КМОП-матрицы позволило реализовать в FZ200 множество функций, где нужна скорость считывания. Во-первых, это съёмка автоматических панорам. Для начала необходимо выбрать направление поворота и нажать спусковую клавишу. На экране при повороте отображается схематическая строка прогресса, которая позволяет контролировать съёмку. Примечательно, что каких-либо требований к равномерности скорости поворота камеры нет, можно даже вовсе ненадолго остановиться, но движение в обратном направлении приводит к ошибке. В любом случае, для корректной склейки панорамы достаточно даже совершенно небрежной проводки. Но всё же с камерами Sony испытуемый тут конкурировать не может из-за сравнительно невысокого разрешения. Также доступен режим расширения динамического диапазона путём склейки трёх кадров с различной экспозицией (HDR), причём благодаря скорости считывания КМОП-сенсора съёмка возможна без штатива. Функции съёмки панорам и HDR находятся в меню сюжетных режимов, поэтому изменение каких-либо параметров экспозиции невозможно.

Также стоит отметить серийную съёмку. Режимов тут масса, поэтому каждый стоит рассмотреть отдельно. При скорости съёмки 2 или 5,5 кадров/с файлы сохраняются в полном разрешении и с автофокусом для каждого следующего кадра. В этом режиме камера способна отснять 17 кадров. В режиме 12 кадров/с буфера хватает на 12 кадров с максимальным разрешением, но фокусировка устанавливается по первому кадру. Кроме того, доступны режимы 40 и 60 кадров/с, но в данном случае длительность серии ограничена 29 и 31 кадром соответственно, разрешение — 5 и 2,5 млн точек, а затвор — электронный. Отдельно стоит отметить режим серийной съёмки со вспышкой — в данном режиме камера способна отснять 5 кадров с разрешением 3 Мп.

Также FZ200 может похвастаться функциями автоматического определения типа сцены, интеллектуальными режимами управления светочувствительностью и экспозицией. Предусмотрена и функция определения интенсивности движения в кадре, позволяющая автоматически подобрать наилучший вариант выдержки и чувствительности. Стоит отметить и функцию, присущую большинству камер Panasonic — VIERA Link — управление просмотром слайд-шоу на подключенном с помощью опционального HDMI-кабеля телевизоре и управление просмотром при помощи пульта ДУ телевизора.

Съёмка и впечатления от работы

Пресс-релизы обещают нам невероятную скорость подготовки к работе и быструю фокусировку. Мол, теперь вы никогда не пропустите важные моменты. Судя по заявленным характеристикам, длительность подготовки к работе составляет 0,92 секунды, но на деле подготовка длится 1,52 секунды. Результат хоть и далек от заявленного, но все же для ультразума просто отличный. Объектив имеет две скорости изменения фокусного расстояния. На основной скорости весь диапазон проходится за 2,53 секунды, а при половинном нажатии рычажка управления — за 5,77 секунды.

Замер скорости автофокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта фокусировки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по вручную заданной центральной зоне. Замер осуществлялся при ШУ и телеположении объектива с расстояния 30 и 200 см соответственно. На ШУ результат пусть не рекордный, но всё же очень хороший — 0,23 секунды. Однако в телеположении результаты неважные — 1,11 секунды. Конечно, по меркам ультразумов вроде бы и не так уж плохо, к тому же гораздо шустрее, чем FZ100, которому требовалось 2,8 секунды, но всё же это многовато.

Вариантов выбора зоны фокусировки довольно много — приоритет на лицах, многозонный (23 зоны), однозонный (с возможностью указания одного из 4 размеров зоны), а также следящий. Режим приоритета на лицах работает только при съёмке в анфас. Зато он способен удерживать множество лиц даже при их перемещении в кадре. Многозонный режим также работает весьма корректно, причём как на ШУ, так и при при телеположении объектива. Ручной выбор зоны фокусировки немного расширен, благодаря чему можно выбрать не только положение зоны, но и ее размер. Режим ведения объекта работает почти безупречно. Во-первых, для захвата не нужно постоянно удерживать клавишу спуска, достаточно лишь единожды нажать клавишу блокировки AF/AE, да и подхват происходит мгновенно. Во-вторых, объект удерживается даже при быстром перемещении и слабоконтрастном фоне. Однако стоит объекту хоть на мгновение выйти за зону кадра, как автоматика сразу же отключает режим слежения.

Ручной режим фокусировки предусмотрен, но кольца управления ни на объективе, ни вокруг навигационной клавиши нет. В случае с тестируемой камерой управление производится либо при помощи клавиш влево-вправо (хотя обычно используется вверх-вниз), либо при помощи бокового рычажка управления трансфокацией. Отдельного внимания заслуживает боковая клавиша фокусировки, которая отвечает за различные функции в зависимости от режима работы автофокуса либо режима выбора зоны. Например, в однозонном режиме фокусировки клавиша активирует режим выбора зоны и её размера, а в режиме ручной фокусировки она позволяет произвести автоматическую фокусировку, что иногда бывает весьма удобно.

Экспозамер работает в трёх традиционных режимах — точечный, центрально-взвешенный, матричный. К сожалению, FZ150 к нам на тестирование так и не попала, но, тестируя FZ100, мы отметили, что экспозамер не отличается особой точностью при съёмке в пасмурную погоду либо при недостаточном освещении, особенно автоматика промахивалась в телеположении объектива. FZ200 по этому параметру не просто стал лучше, а по-настоящему впечатлил, ведь даже в пасмурную погоду и при небе, затянутом тяжёлыми снежными тучами, экспозамер работал практически безошибочно во всём диапазоне фокусных расстояний. Честно говоря, трудно припомнить псевдозеркалку, которая также точно отрабатывала бы в столь сложных условиях. Лабораторные испытания показали отличные результаты при флуоресцентном освещении — ошибка колеблется в пределах +0,02…+0,1 EV. А вот при галогенном освещении максимальная ошибка составила -0,42 EV, хотя в основном находилась в пределах -0,12…+0,06 EV, а при низких уровнях чувствительности и вовсе отсутствовала. В настройках камеры предусмотрена коррекция экспозиции в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени, а также съёмка с автоматическим брекетингом (3 кадра с шагом от 1/3 до 3 ступеней).

В настройках баланса белого предусмотрено пять предварительных настроек: вспышка, солнечно, облачно, тень, лампа накаливания. А вот предустановки для флуоресцентных ламп нет (традиционно для камер Panasonic), что в целом правильно. Предусмотрены также автоматическая настройка, пара контейнеров для ручной настройки и ручная установка цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К с шагом 100 K. Также предусмотрена тонкая настройка любого значения по осям A-B/G-M (по 9 значений на каждой оси). Есть и съёмка с автоматическим брекетингом по балансу белого.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Вспышка

Вспышка работает в следующих режимах: авто, коррекция эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и принудительное срабатывание. Также предусмотрена компенсация вспышки в диапазоне от -2 до +2 EV с шагом в треть ступени и даже выбор шторки при замедленной синхронизации, но для изменения этих настроек приходится забираться вглубь меню. Впрочем, режим компенсации можно привязать к одной из программируемых клавиш. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые со значениями компенсации от -2 до +2 EV с шагом в 1 ступень.

Режим видеосъёмки

Режим видео — эта та область, где фотокамеры Sony и Panasonic попросту не имеют конкурентов. Тут и поддержка AVCHD (плода совместных усилий Sony и Panasonic), и режим 60 кадров в секунду с прогрессивной развёрткой при разрешении 1920х1080 точек. Также есть режим создания фото с разрешением 3,5 Мп непосредственно во время видеосъёмки, причём процесс съёмки фото при просмотре видеоролика никак себя не выдаёт. Хотя у данного способа есть и недостатки, ведь для незаметной фотосъёмки параллельно с видеозаписью кадры приходится хранить в буфере, поэтому количество снимков ограничено двумя десятками, но этого, в принципе, вполне достаточно.

Всё? Как бы не так! В режиме видео поддерживается не только программный метод установки экспозиции, но и приоритет выдержки/диафрагмы, а также полностью ручной режим. К сожалению, установка экспопары возможна только перед началом видеосъёмки, а в процессе диск управления заблокирован. Кроме прочего, камера поддерживает высокоскоростной режим, причём разрешение видеокадра при этом довольно большое: при 100 кадрах в секунду разрешение составляет 1280х720 точек, а при 200 кадрах в секунду — 640х480 точек. Автофокус и трансфокация, разумеется, работают непосредственно в процессе записи, вот только автофокус оказался не очень расторопным, поэтому процесс подстройки, в особенности при смене фокусного расстояния, хорошо заметен при последующем просмотре на большом экране.

В плане звука камере тоже есть чем похвастаться, ведь кроме режима шумоподавления предусмотрен режим зума микрофона, который увеличивает чувствительность при увеличении фокусного расстояния (зуммировании). Данная функция перекочевала в фотокамеры из линейки видеокамер Panasonic. К сожалению, режим шумоподавления не может быть активирован при работе функции зума микрофона.

Источники питания и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 8,7 Вт*ч. Производитель заявляет, что емкости АКБ достаточно для съёмки 540 кадров при тестировании по методике CIPA. Отличный показатель! На практике заряда хватило на съёмку 660 кадров, однако лишь 40 из них были отсняты со вспышкой. В общем, на неделю активного использования камеры хватит. К сожалению, индикатор уровня заряда всего лишь трехсегментный, поэтому точно определить остаток заряда батареи крайне проблематично. Но, учитывая запас автономного хода, на зарядку аккумулятор можно ставить когда остаётся только одно деление, тогда как со многими камерами желательно быть осторожнее и заряжать после каждого дня активных съёмок. К слову, зарядка производится во внешнем зарядном устройстве, а модная нынче функция зарядки от USB-шины в корпусе камеры не предусмотрена.

Выводы

FZ200 может похвастать уникальным в классе объективом со светосилой ƒ/2,8 во всём диапазоне фокусных расстояний, что для ультразума крайне важно. Кроме того, в новинке при использовании старого дизайна корпуса появилось несколько дополнительных клавиш, что позволяет настроить камеру под потребности пользователя в каждой конкретной ситуации. Новый видоискатель хорош, а вот дисплей остался прежним — он весьма неплохой, но его разрешение составляет всего 460 тыс. точек, что по современным меркам маловато, тем более для недешёвой камеры. Хотя тут есть и позитивные сдвиги, например, в меню используются новые красивые пиктограммы, а шрифты и прочие элементы наконец-то имеют нормальное сглаживание.

Из основных недостатков стоит отметить медленную работу автофокуса в телеположении, а также довольно мыльную картинку на краях снимка. Зато автоматика камеры работает очень хорошо. Экспозамер в реальных условиях оказался наиболее корректным не только среди всех протестированных ранее ультразумов, но и среди всех компактов. При установке баланса белого автоматика также отрабатывает весьма неплохо, причём даже при освещении лампами накаливания, которые вводят в замешательство автоматику большинства камер. В режиме видеосъёмки камере можно бесконечно петь хвалебные оды, но все же совсем без минусов не обошлось — автофокус медлителен и процесс подстройки резкости хорошо заметен при последующем просмотре. Длительность автономной работы впечатляет, но индикатор уровня заряда всего трехсегментный, чего недостаточно для точного определения уровня заряда.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также