Привет, друзья! Сегодня у меня в гостях замечательный фотограф, и сертифицированный специалист по Lightroom Михаил Перлов!
Михаил ведет сайт lcourses.ru посвященный lightroom и блог в Живом Журнале «Проявляя эмоции» где он выкладывает свои фотографии, и делится своими мыслями и позитивом.
Михаил, для начала, расскажи немного о себе. Где ты живешь, какое у тебя образование, и в какой сфере ты работаешь?
Привет, Женя! Во-первых, хочу сказать спасибо за оказанную честь, надеюсь, мои ответы будут интересными.
Я потомственный Москвич, живу в столице всю жизнь. Окончил Университет, тот, который Ломоносова. В дипломе у меня написано «математик, системный программист», но кто нынче верит дипломам?
Учился я в лаборатории «Мультимедиа и машинной графики», занимался всякими штуками связанными с обработкой изображений. Писал простые фильтры фотошопа, RAW конвертор и другие штуки. Диплом защищал на тему автоматического поиска лиц на фотографии, как раз после моего диплома Google добавил в Picasa такую функцию, но мне никто денег за это не отчислил! Шутка.
Я работаю в сфере IT, а также занимаюсь коммерческой съемкой.
Я подозреваю, что твой интерес к фотографией зародился давно. Приходилось ли самому проявлять пленку и печатать фотографии или же увлечение началось с приходом цифры?
Вообще тяга к фотоаппарату у меня проявилась лет в девять, я тогда первый раз поехал за границу, причем один. Мне купили пленочную мыльницу Practica. Я отснял кучу пленок в Лондоне, разбил фотоаппарат, а потом вдруг бросил фото. Уж не знаю почему, маленький был.
Потом был долгий период, во время которого я не снимал и не давал снимать себя, пока, однажды, в 2003 году мне не приспичило опять. Я купил Canon G3 (чумовой фотоаппарат, кстати) и пошло поехало.
К сожалению, самому проявлять пленку мне не приходилось, но все еще впереди
Расскажи о своем отношении к фотографии. Или об отношениях с фотографией, если так можно выразиться.
Мы с фотографией друг друга мучаем, я постоянно недоволен своими фотографиями, хочу больше снимать, реализовывать новые идеи, а времени на все не хватает. Фотография меня манит, отнимает все свободное (а часто и не свободное) время, заставляет работать и совершенствоваться.
Фотография это довольно дорогая сфера. Насколько для тебя важен аспект оборудования?
Как преподаватель, я всегда говорю, что техника не имеет значения или почти не имеет значения. Но я тоже живой человек, и хочется иногда побаловать себя подарками.
Поэтому для того, чтобы получить хорошую фотографию дорогостоящее оборудование не нужно, а чтобы поднять себе настроение – иногда полезно.
Провокационный вопрос Существуют ли фирменные цвета Nikon или Canon, или же это миф? Другими словами если эти цвета существуют, то где они создаются, до конвертации или в ее процессе?
Да, существуют. Так же, как и в пленках, существует некий баланс между цветами, который определяется свойствами матрицы, АЦП и процессора камеры.
У каждого производителя свои фильтры перед матрицей, они отсекают разные частоты для получения байеровской сетки, АЦП по-разному усиливают сигнал, процессор производит некие преобразования, которые отражаются даже в RAW файле и т.д.
Другой вопрос, что эти цвета можно сымитировать при конвертации. Используя специальные профили для преобразования сырых чисел в значения пикселей в цветовом пространстве, или обрабатывая уже конвертированную картинку, можно получить любые цвета, какие душе угодно.
Ты отлично владеешь Photoshop, и досконально знаешь Lightroom. В какой программе ты предпочитаешь обрабатывать снимки?
Две этих программы ни в коем случае не взаимозаменяемы, я начинаю с разбора и конвертации в Lightroom и при необходимости перехожу в Photoshop.
Оба инструмента привычны для меня и одинаково удобны. Но если быть честным, я стараюсь обходиться Lr, когда это возможно. Дело тут скорее в удобстве работы с одним оригиналом без необходимости создания копий, в том, что Lr у меня всегда открыт, а Ps нет.
Если снимок будет обрабатываться в Photoshop, то какой стратегии ты следуешь. Только базовая конвертация из RAW с сохранением всех деталей в светах и тенях и нейтральными цветами, и вся последующая обработка уже в Photoshop? Или же основная работа выполняется в Lightroom а Photoshop используется лишь на последнем этапе для каких-то специфических задач, например ретушь?
Все зависит от фотографии. Чаще всего быстрее и проще сделать все по максимуму в Lr и потом довести в Ps, это касается тех фотографий, где не хватает только локальной ретуши (вроде удаления прыщей и волос с кожи) и более серьезного повышения резкости.
Но иногда фотография требует особого внимания, тщательной проработки, тогда, конечно, в бой идет первый вариант.
Какие еще программы ты используешь в работе с фотографиями?
Что касается обработки фото, то я больше ничем не пользуюсь. Отчасти от лени, отчасти из убеждений я не использую плагины для ускорения обработки (вроде Portraiture), а все остальные задачи решают Lr и Ps.
Сколько снимков у тебя в каталоге Lightroom?
Я стараюсь оставлять, как можно меньше фотографий – это мое кредо. Пытаться сохранять десятки тысяч кадров, на которые ты никогда больше не взглянешь, на мой взгляд, не дальновидно. Даже учитывая, что Lr с легкостью позволяет управлять и сотнями тысяч фото, моментально находить нужные (при должной систематизации), смысла хранить все подряд не вижу.
Поэтому сейчас в моем каталоге (а он у меня один, начиная с 2009 года) около 10000 фотографий, из которых примерно 4000 – неразобранные фотосессии, а значит потенциально в каталоге не больше 7000 фотографий.
Используешь ли ты DNG и почему?
Использую. Почему? Да не знаю, повелось так. Надоели мне эти xmp файлы рядом с исходниками, уж очень я люблю, чтобы все было аккуратно, ничего лишнего, все по полочкам и т.д.
Пользуешься ли ты плагинами для Lightroom?
Да, конечно, пользуюсь. Это в первую очередь великолепный плагин Jeffrey Friedl для экспорта фотографий на Фликер, а также плагин LR2\Mogrify, который добавляет на фотографии подпись.
Есть еще Metadata Wrangler, последнее время я стал пользоваться им, чтобы убирать всякую ненужную информацию из EXIF (настройки Lr).
Используешь ли ты коллекции в Lightroom, или отдаешь предпочтение папкам? И если да, то мог бы ты рассказать о концепции их использования?
Коллекции – это наверно самая мощная функция Lightroom. В этом его суть, уход от папок, так что я, как убежденный идеолог программы, любитель передовых технологий, естественно использую эту функцию.
У меня есть авто-коллекции, которые собирают все фотографии на Фликере вместе, коллекции по рейтингу, коллекции с текущей работой.
Под каждую фотосессию у меня есть сет, который содержит как минимум коллекцию со всеми фотографиями, кадрами требующими обработки, загрузки в онлайн и т.д..
В Lightroom есть множество типов шаблонов (Presets) какие из них у тебя в ходу?
Как ни странно, я бы сказал, что чаще всего я использую пресеты именования файлов, потому что любая фотография проходит через него.
Потом идут пресеты экспорта, потому что многие фотографии выходят за рамки ЛР и почти всегда с помощью пресета.
Я, конечно, использую пресеты обработки, но в очень умеренных количествах, чаще всего для чб, как отправная точка. В остальном обработка производится вручную на 100%.
Кроме того у меня есть шаблоны фильтров, которые удобно использовать, иногда в ход для ускорения процесса идут шаблоны кистей. Когда я делаю коллажи, то использую специальный пресет в модуле печати (для Lightroom 3 он уже не актуален).
Короче, пресетами я пользуюсь интенсивно!
Цветные метки в Lightroom, нашел ли ты им применение?
Да, конечно. Раньше я помечал процесс обработки с помощью них, а сейчас они используются для нестандартных выборок. Например, друг попросил отобрать ему пару фотографий, мы их смотрим, помечаем цветовой меткой, а потом экспортируем. Для этого больше подошла бы быстрая коллекция, но на нее сначала надо нацелить Lr, потом очистить ее, это уже две лишних быстрых клавиши;)
Что тебе не нравится в Lightroom?
Мне все нравится, правда. Может быть, только переназначения быстрых клавиш не хватает.
Какие три инструмента ты бы хотел добавить в Lightroom 4?
Поканальные кривые, причем удобные для использования, а не как сейчас сделали в Lightroom 3.
А больше и придумать не могу;)
Спасибо за интересный разговор. И пусть твои идеи в фотографии всегда реализуются!
Обсуждение
Никон: Canon отличный »
Максим: Очень интересная новинка! »
Анатолий: Сигме респект »
Анатолий: Это уже прогресс, но как »
Дед: Придумали бы что нибудь »